Прирезка земельного участка по новым правилам – закон принят

Содержание

Как прирезать кусок земли к существующему земельному участку

Прирезка земельного участка по новым правилам - закон принят

Здесь не стоит понимать слово «прирезать» буквально. Как известно, некоторые разновидности имущества владельцы могут изменять.

Например, если это дом, то делать пристройки, этажи сверху, устраивать чердак или обустраивать подвал. С землей можно проделать нечто подобное.

Как прирезать землю к существующему земельному участку, как оформить это правильно? Что представляет собой этот процесс? Стоит разобраться.

Что такое «прирезка», законодательная база

Прирезка – это самовольное присоединение к имеющемуся участку части наделов, расположенных поблизости. Владелец перемещает установленные границы, таким образом, увеличивая общую площадь своего основного надела. Зачастую люди делают это самовольно, поэтому законодательству пришлось создать специальные нормативные акты, способные регламентировать данную процедуру.

Земельный кодекс пережил ряд поправок, которые 1 марта 2015 года обрели необходимую законную силу.

Получите бесплатную юридическую консультацию, задав вопрос в форме ниже!

Внимание!

Новый ЗК РФ имеет дополнительную главу, где подробно описан процесс прирезки и последующее оформление наделов, приобретенных ранее самовольным путем, это глава V4.

Ее наименование «Порядок перераспределения» как раз касается возможности прирезать дополнительные сотки к своей существующей территории. Гражданам потребуется статья 29.29.

Когда потребуется оформление, сколько можно прирезать земли к своему участку

Прирезку законодательно называют перераспределением. Она возможна при следующих случаях:

  1. Договор о развитии. Когда это действие (нарезка) определяется заключенным ранее специальным соглашением. Следуя ему, необходимо корректировать границы существующего надела, где происходит строительство, в соответствии с созданным межевым планом.
  2. Чтобы исключить вклинивание, вкрапление, изломанность или чересполосицу существующих границ. Стоит помнить, что площадь земельного объекта должна быть увеличена на больше установленных законом максимальных размеров. Иногда прирезка позволяет лучше устанавливать границы. Необходимость определяет межевание. Как известно, если границы точно выявить и закрепить невозможно, то последующая регистрация надела в Росреестре будет затруднена.
  3. Присоединить землю можно, если. Существующий участок имеет следующее предназначение: для ЛПХ, ИЖС, СНТ, дачного хозяйства и пр. Притом нужно помнить, что размер надела, считающегося личной собственностью, можно увеличить лишь до установленных законодательством границ.
  4. Наделы изымаются. Согласно 49 статей ЗК РФ к существующему участку можно присоединять территории поблизости, если местная администрация планирует изымать его для каких-нибудь государственных или же муниципальных нужд. Например, там планируют строительство.

Важно: простых граждан больше всего интересует 3 пункт, именно он отражает утвержденный порядок оформления.

Как оформить прирезку к земельному объекту

Неважно, находится указанный надел в городе или небольшой деревне. Если владелец решил присоединить к нему часть соседней бесхозной территории, он обязан подтвердить это.

Прирезка земли к своему участку, порядок действий:

ПроцедураПодробности
Написание заявления Документ является ключом для осуществления прирезки. Образец можно посмотреть в интернете, в Росреестре у сотрудников или у юриста. Составляется собственноручно, автор указывает там следующее: ●       паспортные данные (свои Ф.И.О., номер документа, точное место регистрации), юр.лица указывают наименование организации, ее ИНН, фактический номер регистрации; ●       кадастровые номера – всех объектов, которые станут участниками процедуры; ●       реквизиты проекта (нужно, если присоединенный участок был описан в подготовленном межевом плане);●       почтовый адрес (нужен обычный и основной электронный)
Сбор документов Нужны следующие бумаги: ●       паспорт заявителя (нужен оригинал, копия); ●       правоустанавливающая либо правоудостоверяющая документация (требуется оригинал, одна копия) – требуется, если надел изначально незарегистрирован; ●       доверенность – нужна, если вместо заявителя присутствует другое лицо; ●       письменный и оформленный перевод свидетельства о наличии госрегистрации юр.лица (требуется, если обращается иностранное юрлицо);●       договор, касающийся присоединения территории (торговое соглашение или договор аренды, другой документ)
Подача заявки Имеется возможность подачи электронной (отсканированной) документации, если бумажный вариант вдруг не подходит. Согласно 39.29 ЗК РФ
Рассмотрение заявки Сроки рассмотрения составят 10 дней. Специалисты муниципального органа должны изучить все поданные документы. Если в них будут иметься какие-либо ошибки, то УО вправе вернуть заявление. Максимальный срок, после которого организация должна предоставить готовое решение – 30 дней. Дополнительно к отказу (если заявителю возвращают заявку) будет разъяснение причины)
Вынесение вердикта Вышел установленный законодательством срок, УО должен: ●       принять решение, подтверждающее новую схему расположения и размера данных земельного объекта, после чего передать вердикт заявителю; ●       направить ему письменное согласие, после которого он сможет оформлять свой договор и закончить прирезку;●       отказать, дополнив его конкретными причинами
Кадастровая работа Если заявление удовлетворено, дальнейшая последовательность действий требует проведения полноценной кадастровой работы. Чтобы измерить обновленные наделы, появившиеся после окончания прирезки. Измеряется не только основной, но и присоединенный участки. Для этого гражданин пишет специальное заявление, дополняет его кадастровым паспортом и направляет в ближайшую кадастровую организацию. Стоимость межевания варьируется, смотря какой район, насколько удален объект и сложность работы
Составление проекта Кадастровой службе потребуется примерно месяц, чтобы совершить межевание и создать настоящий проект соглашения, согласно которому будет осуществлена прирезка территории. Готовый проект заявитель рассматривает, если соглашается – подписывает. У него также будет месяц на это
Регистрация собственности Должна оформляться, когда проект готов и подписан. Теперь прежний участок перестанет официально существовать, в Росреестре будет указан новый надел по обновленным данным

Важно: можно ли совершать прирезку, если земля не своя, а муниципальная? Да. Например, изначально наделом владело садовое товарищество. Часть участка передали гражданину, он решил прирезать себе дополнительно земли. Если ТСЖ согласно, проблем нет.

Отказ в оформлении прирезки к земельному участку

Когда заявителю могут отказать:

  • случай, указанный в подаваемом гражданином заявлении, не предусматривался в тексте ЗК РФ;
  • нет официального письменного согласия других землепользователей, арендаторов или владельцев, чьи соседние наделы предлагается урезать в данном заявлении;
  • на перераспределяемом участке будут впоследствии расположены здания, объекты пока незавершенного строительства или другие строения, относящиеся к государственной либо частной собственности;
  • земля, предлагаемая заявителем для урезания, была ранее собственностью государства или же муниципалитета, была изъята из существующего оборота;
  • как оказалось, участок был ранее зарезервирован для каких-либо государственных нужд;
  • надел фактически является лотом, то есть предметом аукциона, его разыгрывают в будущих торгах;
  • площадь нового участка после перераспределения, как оказалось, будет существенно больше нормы, определенной законом.

Важно: любая причина будет досконально расписана в переданном заявителю письменном уведомлении. Иногда она устранима, поэтому гражданину можно обратиться за соответствующим разъяснением к специалисту.

Влияет ли как-то на тонкости оформления, если перераспределяемый участок относится к программе «дачная амнистия»? Подобное следует уточнить индивидуально у специалиста, посетив Росреестр.

Сколько стоит оформить прирезку земли

Процедура не проводится бесплатно. Согласно ЗК РФ гражданин, кроме госпошлины, платит отдельно за прирезку. Сколько она будет примерно стоить? Цена выявляется индивидуально, это 15% от указанной в документах кадастровой стоимости.

Кроме того, гражданину, совершившему прирезку, нужно еще провести заново межевание, стоимость которого полностью оплачивается им. Как правило, цену подобных работ определяют сами кадастровые организации.

Кстати, можно заказывать развернутый план с подробной видеосъемкой или обычный, бумажный вариант. Специалисты советуют выбирать первый.

Так лучше видно расположение и количество всех устанавливаемых знаков, их координаты.

Сколько земли можно присоединить

Многих волнует, как именно происходит процедура перераспределения. Человек просто выбирает желаемое количество и «отрезает»? Нет, ЗК РФ конкретно пишет, сколько земли можно будет прирезать к основному участку. Если максимальное количество, указанное там, превышено, тогда регистрировать подобный объект невозможно.

Проще говоря, прирезаемый надел в принципе не должен быть по размерам больше участка, куда его прирезают. Чаще всего это 5—6 соток. Однако максимальный размер каждый регион устанавливает самостоятельно. Необходимо уточнить сведения в Росреестре или кадастровой организации.

Разъяснение сложных моментов

Любую землю можно перераспределять? Нет, только соседние участки, если они фактически соответствуют особым требованиям.

Согласие владельцев действительно нужно? Да, письменное, заверенное нотариусом. Нельзя делать прирезку, после чего уведомить хозяев присоединяемых территорий. Подобная новость вряд ли будет расценена как приятная.

Категория земли играет какую-то роль? Конечно. Например, имеется у гражданина определенный надел, назначение которого – ИЖС. Рядом расположена территория, которая считается муниципальной.

Важно!

Итак, гражданин решил совершить перераспределение. Согласно законодательству присоединять можно лишь земли, имеющие одинаковую категорию.

То есть, если соседняя территория также подходит для ИЖС, и муниципалитет согласен, почему нет.

Изменить существующую категорию можно? Да, для этого гражданину придется отправить специальную заявку, дополнив ее требуемой документацией.

Количество соток всегда индивидуально? Это решает местная администрация. Ведь каждый регион имеет свою специфику. Лишь местные власти знают, куда и как стоит использовать земельные участки. Особенно когда землевладельцы хотят взять часть именно муниципального надела.

Как прирезать кусок земли к существующему земельному участку Ссылка на основную публикацию

Сколько соток можно присоединить к земельному участку: порядок оформления и ограничения

Прирезка земельного участка по новым правилам - закон принят

Жилищное право > Оформление недвижимости > Оформление земли > Сколько соток можно присоединить к земельному участку: порядок оформления

В 2014 году в земельном законодательстве нашего государства произошли значительные изменения.

Они позволяют владельцам участков земли, полученных под различные цели, увеличить их путем присоединения дополнительной территории.

При этом данная процедура не предусматривает уплату различных штрафов, и дополнительных средств. Сколько соток можно присоединить к своему земельному участку, читайте в данной статье.

Перераспределение получило название прирезка

В 2014 году был принят новый Федеральный нормативный акт, который внес некоторые изменения в Земельный кодекс. Согласно ему физические лица, что являются собственниками земли, получили право увеличить их в размерах, перераспределив земельные участки.

На практике перераспределение получило название прирезка. То есть под прирезкой подразумевается возможность физического лица, у которого в собственности есть участок, увеличить его размеры путем присоединения к нему дополнительной земли, которая располагается рядом (граничит с ним).

Прирезка требует определенной процедуры и сбора необходимых документов, о которых будет рассказано ниже. Окончанием ее является подписание с органом муниципалитета специального соглашения (о котором будет рассказано ниже).

Нужно запомнить, что прирезка — это не дачная амнистия. В первом случае человек может увеличить свой надел за счет свободной земли, которая граничит с его участком. Во втором случае гражданину дается возможность, минуя штрафы, узаконить территорию, которая была захвачена без каких-либо документов (так называемый самозахват земли).

Земли, которые не могут быть присоединены

Несмотря на такую возможность, не вся территория попадает под прирезку. Вызвано это различными факторами, которые прописаны в специальном законодательстве.
Действующее законодательство дает ограничения на участки, которые не могут быть прирезаны:

  • территория, которая относится к красным линиям, находится на берегу рек, водоемов, морей;
  • земельные участки, целевое назначение которых не совпадает с участком гражданина (например, он получил землю для индивидуального строительства, а территория, находящаяся рядом, относится к сельскохозяйственным угодьям);
  • если территория относится к заповедникам либо землям, в недрах которых имеются полезные ископаемые;
  • прирезаемый участок не должен выходить за пределы населенного пункта;
  • участок не должен принадлежать другому собственнику, который в установленном порядке оформил на него право собственности или пользования (аренды).

Нужно запомнить, что целевое назначение земли можно всегда поменять. Для этого существует специальная процедура, установленная Земельным кодексом. Но это дополнительные расходы при оформлении прирезки.

Порядок оформления прирезки

Несмотря на такую законодательную возможность, перераспределение земельного участка (прирезка) проходит по определенной процедуре, невыполнение которой может повлечь за собой наложении штрафа.

Для оформления прирезки необходимо пользоваться следующим алгоритмом:

  1. Для начала необходимо узнать принадлежность земли, которая находится по соседству. Закон запрещает делать прирезку той территории, которая на правах собственности принадлежит юридическим лицам, государственным предприятиям. То есть она должна принадлежать муниципалитету. Это можно сделать путем подачи письменного запроса в геокадастр или изучения онлайн карты земельных участков. Кроме этого бывают ситуации, когда территория принадлежит другому собственнику (физическому лицу) или находится в его пользовании.
  2. Далее необходимо получить выписку из специального единого государственного реестра на этот участок (в ней должно быть указано, что земля является собственностью муниципалитета). Если такой информации в реестре нет, гражданин должен обратиться в геокадастровую службу, и органы муниципалитета, чтобы получить разрешение на проведение межевания и изготовления кадастровой документации (паспорта участка).
  3. Следующий шаг — подготовка правоустанавливающих документов на свою недвижимость (земельный участок). Это может быть купля-продажа, вступление в наследство, дарение. Нужно запомнить, что сделать прирезку имеют право те граждане, у которых участок находится в собственности, а не в пользовании.
  4. После этого гражданин обязан найти проект по межеванию территории, на которой располагается его земля и смежный участок. Бывают ситуации, при которых такая документация не выполнена. Расстраиваться не нужно, выход есть. Нужно получить специальный документ, а именно схему по расположению будущего участка земли на кадастровом плане данной территории. Эта схема или план обязательно имеются в геокадастре, если территория видна на онлайн кадастровой карте населенного пункта.
  5. После сбора всех этих документов гражданин обязан написать специальное заявление, к которому приложить все вышеперечисленные документы в муниципальный орган, который занимается оформлением земли.
  6. Приложить квитанцию об оплате государственных услуг за оформление документов.
  7. После этого происходит оформление кадастровой документации и межевание для определения границ прирезки.
  8. Окончанием оформления прирезки является подписание с уполномоченным органом муниципалитета специального договора, который и дает право гражданину провести оформление земли в свою собственность. На основании его и будет проходить регистрация земли в государственном реестре.

Нужно запомнить, что Федеральные нормативные законодательные акты дают право каждому региону и муниципалитету устанавливать свои цены на услуги по оформлению прирезки.

Стоимость решения вопроса прирезки земли

Данная процедура не является полностью бесплатной

Как было указано выше, данная процедура не является полностью бесплатной. Поэтому поговорим о стоимости прирезки. Если участок относится к землям Федеральной собственности, то лицо, делающее прирезку должно оплатить 15% его кадастровой стоимости.

Но это правило распространяется в том случае, если присоединяемая территория по своей площади не превышает размер в 10% от участка земли, к которой она присоединяется. При превышении размера в 10%, гражданин должен будет заплатить полную кадастровую стоимость земли.

Ее сумму можно узнать из кадастровой документации, а имена паспорта на участок. Следующая ситуация касается случаев, когда участки находятся в государственной собственности, либо не разграничены (нет их кадастровой стоимости). Такие ситуации встречаются часто.

В такой ситуации закон говорит о том, что нормативную стоимость земли определяют органы муниципалитета. То есть фактически в каждом регионе устанавливается своя цена.

Последнее, на что нужно обратить внимание, — момент, что закон не предусматривает возможности оплаты частями или в рассрочку.

Из этого следует, что оформление данной процедуры начнется только тогда, когда будет оплачена полная стоимость участка.

Последствия прирезки

Полное оформление прирезки также обязывает гражданина провести обязательное оформление участка, после которого он получает его в свою собственность.

Для начала физическое лицо обязано за свои средства провести специальное межевание, на основании которого появятся границы участка.

После этих действий гражданин самостоятельно ставит землю на кадастровый учет, получая техническую документацию на него.

Совет!

После этого к предоставленным документам (о которых указано выше) он прикладывает кадастровую документацию и подписывает с органом муниципалитета специальный договор «о перераспределении земельного участка». Только после его заключения и подписания можно начинать процесс оформления земли в свою собственность.

Нужно запомнить, что прирезку не могут оформлять те граждане, у которых участок не оформлен в их частную собственность.

Начиная с 2014 года граждане, у которых в собственности имеется земельный участок, получили право расширить его за счет присоединения дополнительных квадратных метров соседней земли. Эта процедура платная, предусматривает составление межевания и кадастровой документации.

Но не все участки можно присоединить с помощью подрезки. Законом установлены некоторые ограничения на землю, то есть она не может быть передана в частную собственность.

Про закон о садоводах:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

28 Апр 2018      Юлия Юрьевна         110      

Прирезка земельного участка в 2019 году к основному, особенности оформления

Прирезка земельного участка по новым правилам - закон принят

Узаконить прилегающую площадь участка можно за счет оформления прирезки земельного участка. Какие существуют особенности оформления прирезки земельного участка к основному в 2019 году, подробно рассмотрим в данной статье.

Как оформить прирезку земельного участка в соответствии с земельным кодексом

Земельный кодекс не содержит такое понятие – прирезка земельного участка. Прирезкой принято называть перераспределение земельных участков. По общим правилам образования земельных участков (Ст. 11.2 Земельного кодекса) есть несколько видов образования новых земельных участков:

  • Выдел;
  • Объединение;
  • Перераспределение;
  • Раздел.

В статье не будем подробно рассматривать каждый из этих видов, но более подробно поговорим о перераспределении, а точнее о том, как происходит прирезка земельного участка в 2019 году за счет площади смежных земель, и как законно можно увеличить размер земельного участка.

Новый закон о прирезке земельных участков 2019

Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков в 2019 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков.

С начала 2019 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков. 17 июня 2019 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ).

Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге.

Также Госдума рассматривает еще ряд поправок, упрощающих процедуру оформления земельных участков и строений (дачную амнистию продлят до 2022 года).

Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка

Прирезка земельного участка к основному – это увеличение размера земельного участка за счет смежных земель.

Не каждый собственник в курсе, что он может на законных основаниях оформить прирезок к земельному участку и бесплатно получить в собственность дополнительные земли.

Внимание!

Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка спросите вы? На самом деле, закон разрешает увеличить земельный участок, не более чем на 10% от его площади за счет муниципальных земель. Но тут есть и оговорки.

Важно чтобы земля не была в частной собственности и под обременением, кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. В любом случае оформление прирезки земельного участка следует узаконить, предоставив в органы Росреестра необходимые документы.

Какие нужны документы для прирезки земельного участка

Одного желания увеличить земельный участок недостаточно, надо действовать. Для начала, выясните в органах местной власти нюансы по ограничениям в размерах прирезки земельного участка в вашем районе, и какие нужны документы для прирезки земельного участка, в вашем муниципалитете.
Основными документами являются:

  • Заявление о прирезке (перераспределении)
  • Соглашение
  • Выписка из ЕГРН
  • Проект межевания или схема расположения участка
  • Правоустанавливающие документы на землю.

Сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка

Земельный кодекс (ст. 39.29) устанавливает следующие сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка:

  • общий срок 30 рабочих дней
  • увеличение срока до 45 рабочих дней (если нужны дополнительные документы)
  • срок возврата неполного комплекта документов – 10 дней.

После того, как заявление принято заключается соглашение о том, что муниципалитет не против увеличения ваших земель.

Увеличение площади земельного участка – это бесплатно или за деньги?

Бытует мнение, что увеличение земельного участка можно сделать совершенно бесплатно, но это не так. Бесплатно только можно получить прилегающие земли, то есть их не надо выкупать у государства, а само оформление новообразования в виде увеличенного земельного участка после прирезки – процедура, требующая денежных затрат.

Ведь для того, чтобы документально оформить вновь созданные владения необходимо подготовить межевой план. Для этого, заключаем договор с кадастровым инженером, естественно на платной основе. Вновь созданный участок необходимо закоординировать и сдать готовый пакет документов на регистрацию в МФЦ.

Все это время и деньги, но в результате вы получите законно оформленный участок с увеличенной площадью.

Прирезка земельного участка в 2019 году

Прирезка земельного участка по новым правилам - закон принят

С 01 марта 2015 года прирезка земельного участка стала законным способом увеличения площади используемой земли.

В результате прирезки земельного участка можно увеличить его площадь за счет земель, примыкающих к основному (используемому) участку.

В земельном кодексе нет такого понятия – прирезка земельного участка.

Прирезка — это обывательское название юридического термина — перераспределение земли.

В результате перераспределения земли на месте основного участка появляется новый земельный участок, который по площади больше изначального (основного).

Иными словами, основной участок перестает существовать, а на его месте появляется новый участок с увеличенной площадью.

Чтобы сделать перераспределение земельный участок должен быть в собственности.

Перераспределение земельных участков можно разделить на 2 вида:

  1. перераспределение государственных или муниципальных участков между собой.
  2. перераспределение государственных или муниципальных участков и участков, находящихся в частной собственности.

Первый вид перераспределения земли для нас неинтересен, потому что он не приводит к увеличению участков, находящихся в собственности граждан и/или организаций.

Второй вид перераспределения земли интересен, потому что с его помощью можно увеличить свой участок.

В этой статье рассмотрим 2-ой вид перераспределения земли, так как он позволяет нам расширить земельный участок за счет прилегающей земли.

4 основания прирезать участок.  

Прирезка или перераспределение земли допускается в 4-х случаях:

а)Прирезка участка в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории.

Данное основание перераспределения земли используется для приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

Иными словами, если в отношении застроенной территории заключен договор о ее развитии, то можно перераспределять землю с целью приведения границ участков в соответствие с проектом межевания территории.

Данное основание для нас не очень интересно, потому что не часто встречается в подавляющем большинстве населенных пунктов.

б)Перераспределение допускается, когда земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Полный перечень объектов капитального строительства, при образовании которых возможно перераспределение, указан в статье 49 ЗК РФ.

Среди этих объектов можно выделить:

  • автомобильные дороги,
  • объекты обороны,
  • объекты транспорта, связи и т.д.

Очень часто перераспределение земли по данному основанию связано с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Данное основание тоже не интересно для нас, потому что не позволяет гражданам увеличивать свои участки за счет прирезки.

в)  Перераспределение земель и земельных участков на территории, для которой утвержден проект межевания.

Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.

Важно!

Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков, которые приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.

Перераспределение участков, на территории где действует проект межевания, допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.

Иными словами, перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвержден проект межевания.

Если у вас есть участок, который вы получили до утверждения проекта межевания, то у вас есть возможность перераспределить землю, таким образом, чтобы он соответствовал упорядоченным участкам.

В любом случае, площадь вашего нового земельного участка не может превышать максимальный  размер, установленный Правилами землепользования и застройки.

Данное основание имеет для нас интерес, потому что в отдельных случаях такое перераспределение приводит к увеличению площади участка.

Однако, поскольку территорий с утвержденными проектами межевания значительно меньше территорий, где проекты не утверждаются, то данное основание для перераспределения имеет узкий круг случаев для реального применения.

Порядок оформления самовольно занятых земель – с 16 сентября 2019 года

Прирезка земельного участка по новым правилам - закон принят

Самовольное занятие земельного участка – одно из распространённых земельных правонарушений. В юридическом понимании самозахват – нелегальное владение «не своим участком» без разрешений и документов, доказывающих полномочия владельца надела по его распоряжению. 

Отсутствие:

  • договора купли-продажи или аренды
  • свидетельства о наследовании
  • постановления суда
  • решения органа власти о предоставлении земли
  • иных правоподтверждающих документов

становится фактом самовольного владения земельным участком (ЗУ). 

Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:

  • эксплуатация по истечении срока действия документов:
      • например, договора аренды
  • оборот по нецелевому назначению:
    • на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации
  • произвольное изменение границ ЗУ для увеличения его площади:
  • ведение на участке неузаконенного предпринимательства 

За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.

 

16 сентября 2019 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона  № 150-ФЗ от 17.06.2019.

Они упростили проблемы:

  1. с самовольным захватом земель и их оформлением
  2. согласованием границ ЗУ
  3. выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН

Законодательно отлажено решение следующих вопросов:

  • регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
  • оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов при установленных законом условиях и порядку
  • исправление реестровых ошибок в описании границ земельного участка   

Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР). Они проводятся на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывают все земельные участки в их границах.

Комплексные кадастровые работы (ККР)

Исполнители комплексных кадастровых работ – кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:

  • органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
  • органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)

В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.

В извещение включаются следующие сведения:

  • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
  • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
  • данные заказчика ККР
  • данные исполнителя ККР
  • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ. Это исключает лишние бюджетные траты.

Обязательность ПМТ установлена для следующих земель:

  • ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
  • ЗУ под объектами (территориями) общего пользования:
    • площадями
    • улицами
    • проездами
    • набережными
    • скверами
    • бульварами
    • водными объектами общего пользования
    • т.д.
  • ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома
  • ЗУ, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения
  • ЗУ, занятых:
    • зданиями
    • сооружениями (за исключением линейных объектов) 

ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.

Цели комплексных кадастровых работ:

  • уточнение границ земельных участков, зданий, сооружений, незавершённого строительства
  • обеспечение справедливого налогообложения
  • выявление и устранение случаев:
    • пересечения границ
    • ошибок в реестре

К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:

  • земельные участки:
    • при отсутствием сведений о них в ЕГРН
    • при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
  • здания, сооружения, незавершённое строительство:
    • при отсутствии сведений о них в ЕГРН
    • при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством

Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:

  1. заказчику комплексных кадастровых работ
  2. в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором 

 

Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность. Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:

  1. излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет
  2. органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
  3. площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
    • если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
  4. площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%  

Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.

Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли – ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР. 

Установление границ земельных участков

При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.

 
В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:

  1. на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
  2. более чем на 10% (для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)

Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:

  1. установить расположение границ земельного участка и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
  2. подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР

Информация об образуемых земельных участков содержит:

  • кадастровые номера исходных участков
  • сведения о способе образования
  • данные:
    • о расположение границ
    • о площади
    • о ВРИ участков

Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10 %, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:

  1. внести сведения об участке в карту-план территории
  2. получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории 

Новый порядок согласования общих границ ЗУ

Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и  обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.

 
Порядок согласования границ стал удобным:

  • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
  • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
    • с каждым владельцем смежного участка
    • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание – это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.

В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана.

Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ.

Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Совет!

Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ.

Эта несложная предострожность – залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства.
 

Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР

Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.

Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:

  • заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
  • справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
  • документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
  • документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера

Исправление реестровой ошибки

Реестровая ошибка – искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.

Причины реестровых ошибок

1. Ошибки кадастрового инженера:

  • при межевании земельного участка
  • при определении площади здания

из-за чего:

2. Неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.

Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения:

  1. фактических координат земельных участков
  2. контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства

Полученные данные вносятся в ЕГРН без согласия правообладателя:

  • исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
  • срок исправления ошибки составляет 3 месяца
  • собственник недвижимости вправе продлить срок исправления на 3 месяца:
  • после исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан сообщить правообладателю о выполненных изменениях по его объекту
  • правообладатель вправе оспорить в суде решение по исправлению  ошибки, если он не согласен с тем, как она была исправлена

К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них. Заслуга федерального закона № 150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

Получите бесплатную юридическую консультацию, задав вопрос в форме ниже!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

We would like to keep you updated with special notifications.