Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия

Содержание

Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия

Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия

В большинстве компаний есть служебный автомобиль, которым пользуется или специальный водитель, или один из работников для выполнения своих поручений. Такой водитель, как и любой другой автомобилист, не застрахован от падания в аварию, ведь это происшествие происшествие практически невозможно предугадать.

Порядок действий после дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле существенно отличается от привычного.

Действия водителя, если попал в ДТП на служебном автомобиле

Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый день, и большинство из них происходит с участием служебных автомобилей.

Автомобилист, который находится за рулем рабочего транспортного средства, должен знать о том, что по законодательству к таким участникам аварии применяются особые требования.

Действия водителя, ставшего участником дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле, совпадают с последовательностью действий, совершаемых автомобилистами на собственных машинах.

Получите бесплатную юридическую консультацию, задав вопрос в форме ниже!

  1. Сначала водитель должен остановить автомобиль, заглушить двигатель и поставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от авто.
  2. Далее автомобилист должен убедиться в том, что в результате происшествия нет пострадавших. Если таковые все же имеются, необходимо оказать им первую медицинскую помощь, чтобы поддержать жизнедеятельность пострадавшего до приезда кареты скорой помощи.
    Если у автомобилиста нет навыков оказания первой помощи, он может попросить об этом очевидцев произошедшего.
  3. Во время ожидания приезда представителей экстренных служб, водитель должен внимательно осмотреть служебный автомобиль и выявить все причиненные в результате дорожно-транспортного происшествия повреждения. Все найденные царапины, вмятины и сколы необходимо зафиксировать на фото или видеокамеру.
    Также желательно сделать снимки следов транспорта, оставшихся на дорожном покрытии, и местонахождение авто относительно стационарных объектов (светофоров).
  4. До приезда сотрудников ГИБДД нужно заручиться поддержкой свидетелей, взять их контактные данные.

Помимо этого, работник, попавший в ДТП, должен уведомить своего начальника о произошедшей аварии, так как только работодатель имеет право сообщить страховщику о наступлении страхового случая.

Действия работника после приезда сотрудников ГИБДД

По приезду на место происшествия сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенные правила:

  1. Во время составления протокола водитель не должен признавать свою личную вину в ДТП на служебном автомобиле.
  2. Сотрудникам ГИБДД стоит рассказать ситуацию именно так, как ее увидел водитель. После рассказа необходимо убедиться, что инспектор зафиксировал произошедшее именно так, как рассказал работник.
  3. Перед тем, как поставить подпись на документе, водитель должен убедиться в том, что все было зафиксировано должным образом. Иногда инспектор вносит в протокол данные, которые в дальнейшем могут повлиять на ход разбирательства.
  4. После заполнения сотрудниками дорожной инспекции всех необходимых документов, работник должен получить свои экземпляры, чтобы в дальнейшем отдать их своему непосредственному работодателю.
    Также автомобилист должен уточнить адрес отделения ГИБДД, где он сможет получить недостающие документу для страховой компании.
  5. Если во время проверки документов, заполненных сотрудником ГИБДД, автомобилист должен указать ему на неточности и ошибки. Если инспектор оказывается вносить изменения, водитель должен отметить это в протоколе, рядом со своей подписью.

Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в рабочее время

Если автомобилист попал в ДТП, не имея страхового полиса, или если он не списан в данный полис, придется понести дополнительную ответственность.

Однако в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, ответственность за недобросовестное исполнение страхового права возлагается на собственника транспортного средства.

Соответственно, если речь идет о служебном транспорте, разбираться со страховой компанией и выплачивать ущерб пострадавшим будет юридическое лицо. Водитель, который оказался участником дорожно-транспортного происшествия, не будет принимать участие в судебном разбирательстве.

Однако автомобилист, находившийся за рулем служебного авто в момент аварии, понесет свою долю ответственности. Если в ходе разбирательства будет установлено, что именно этот человек стал виновником ДТП, ремонт служебной машины будет проводиться именно за его счет или из части его ежемесячной оплаты труда.

Внимание!

Работодатель имеет право привлечь виновника аварии, управляющего служебным авто, к ответственности, в соответствии с требованиями локальных нормативных правовых актов.

Если же в ходе судебного разбирательства будет установлено, что действия работника не были причиной дорожно-транспортного происшествия, ни представители государственных учреждений, ни его работодатель не будут иметь права привлекать его к каким-либо видам ответственности.

Стоит помнить о том, что ответственность за отсутствие страхового полиса или прочие деяния, совершенные автомобилистом, переходит на юридическое лицо только в том случае, если происшествие произошло в рабочее время, когда автомобилист-работник компании фактически выполнял свои служебные обязанности.

Если же водитель управлял служебным авто в нерабочее время, последствия аварии будут другими.

Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в нерабочее время

Если в рабочее время автомобилист попал в ДТП на служебном автомобиле, ситуация разрешается достаточно просто. Всеми разбирательствами занимается юридическое лицо – собственник транспортного средства.

Однако такое возможно только в том случае, когда работник управлял авто во время фактического исполнения им своих трудовых обязанностей.

В противном случае, если водитель управлял авто в нерабочее время, даже имея на это разрешение от своего непосредственного работодателя, он будет должен в полной мере понести ответственность за совершенное им деяние.

Конечно, по закону, ответственность за автомобиль, ставший инициатором дорожно-транспортного происшествия, будет нести компания-собственник авто. Однако в том случае, если виновник аварии управлял транспортом в нерабочее время, юридическое лицо имеет полное право подать на него иск за повреждение авто.

В таком случае, водитель будет должен:

  1. Полностью возместить весь ущерб, понесенный работодателем.
  2. По желанию руководства организации компенсировать причиненный моральный ущерб.

Каждый автомобиль, который находится в собственности предприятия, выполняет определенные функции. Следовательно, если в течение определенного промежутка времени авто не используется, компания несет убытки.

В таком случае законодатель находится полностью на стороне руководителя компании, и позволяет ему не только получить с работника материальный и моральный ущерб, но и привлечь его к дисциплинарной ответственности (от выговора до увольнения).

Источник: http://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/dtp-na-sluzhebnom-avtomobile/

Дтп на служебном автомобиле. когда работник заплатит за ремонт

Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия

 Ссылка на PDF версию статьи

Работник может стать виновником ДТП на служебном автомобиле. Компания не только отремонтирует собственный автомобиль за свой счет. Она также выплатит потерпевшим моральный вред и стоимость ремонта их машин. Все эти расходы реально взыскать с работника. Для суда подготовьте один из четырех наших аргументов.

Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам

Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.

При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.

Судебная практикаРаботник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015).

Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля в момент ДТП следующим образом. Они заранее просят работника написать заявление на отпуск с открытой датой. Если происходит ДТП, в заявлении указывают дату события. Получается, что работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей.

Суд может раскрыть такую схему в входе рассмотрения дело о взыскании ущерба с работника. Например, на основании показаний свидетелей. Также суд учтет, что работодатель оплатил отпуск не за три дня до его начала, а позже (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). В итоге компания взыщет с работника только средний заработок.

Кроме того, суд вправе направить руководителю местной трудовой инспекции частное определение (ст. 226 ГПК РФ). Инспекция проведет проверку и оштрафует компанию несвоевременную оплату отпуска.

Другие компании подробно описывают режим использования служебного автомобиля в локальном акте.

Важно!

В этом случае предполагается, что все, что находится за рамками такого описания будет являться личной поездкой. Конечно, суды смотрят на фактический характер поездки.

Но все же компаниям при наличии такого локального акта будет легче доказать личный характер поездки в случае возникновения спорных моментов.

Работника оштрафовали за нарушение ПДД

Если работник нарушил правила дорожного движения, инспектор ГИБДД или суд привлекут его к административной ответственности. Постановление о назначении наказания подтвердит, что авария произошла в результате административного проступка. А это одно из оснований полной материальной ответственности работника (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?

Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно.

Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).

Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль).

Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него.

 

 С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП

Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.

Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).

Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.

Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.

Судебная практика

Источник: http://www.cls.ru/rus/press-centr/publikacii/dtp-na-sluzhebnom-avtomobile-kogda-rabotnik-zaplatit-za-remont/

Дтп на служебном автомобиле

Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия

Достаточно часто работодатели, впрочем, как и пострадавшие в результате аварии  лица, сталкиваются с проблемой совершения ДТП на служебной машине. Сложность ситуации заключается в том, что пострадавшее от происшествия лицо не знает, кому предъявлять исковые требования, а работодателя, в свою очередь, интересует процедура взыскания средств, выплаченных в качестве компенсации.

Дтп на служебной машине, кто возмещает ущерб

Согласно с нормами закона требовать компенсации ущерба, причиненного аварией, необходимо непосредственно с организации, которой принадлежит транспортное средство, а не с водителя, пребывавшего за рулем авто во время ДТП. То есть, истцом по иску подобного рода, как правило, выступает пострадавший от ДТП или его родственники (наследники) в случае летального исхода, ответчиком – предприятие, на балансе которого числится автомобиль.

Работодатель же наделен правом на истребование суммы компенсации, выплаченной пострадавшему от нарушения лицу, с работника, совершившего наезд, в порядке регресса. Как это сделать, и какого порядка осуществления процедуры следует придерживаться, читайте далее.

Дтп на служебной машине и страхование авто

В том случае если автомобиль был предварительно застрахован, убытки, причиненные ДТП, обязана покрыть страховая компания. Возмещению подлежит только та сумма, которая предусмотрена страховым договором.

Если работник совершил дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле, и страховка не покрыла ущерб, остальную сумму обязан компенсировать работодатель.

Некоторые юридические аспекты ситуации

Осуществление предпринимательской деятельности в наше время невозможно без наличия транспорта. С помощью автомобилей быстрее решаются бизнес-вопросы, чаще производятся поставки и отгрузки товара.

  Несмотря на массу преимуществ, присущих транспортным средствам, стоит отметить тот факт, что машина является источником опасности и может  оказывать негативное воздействие на здоровье и жизнь окружающих.

Обратите внимание! Не во всех аварийных ситуациях вина заключается в несоответствующих закону действиях водителя, практике известны случаи, когда причиной ДТП являлись неисправности автомобиля, наличие поломок, в результате чего лицо, управляющее транспортом, не смогло самостоятельно справиться с управлением, и произошла авария. При совершении Дтп на служебном автомобиле возмещение ущерба ложиться на плечи предприятия.

При этом необходимо учитывать следующие нюансы:

  • под понятием предприятие подразумеваются юридические лица, а также физические лица (ИП), зарегистрировавшие свою деятельность в предусмотренном законом порядке. При этом организационно-правовая форма организации для выплаты компенсации не имеет значения. Это может быть как ООО, так и акционерное общество закрытого или открытого типа;
  • если работник совершил Дтп на служебном автомобиле, платит работодатель, независимо от того, на каких основаниях он владеет транспортным средством. То ли авто принадлежит организации на праве собственности, то ли на праве аренды. Это никак не влияет на объемы выплат и порядок истребования компенсации.

Вред, причиненный происшествием на дороге

Последствием ДТП является нанесение вреда другим лицам, участвующим в аварии, и непосредственно работодателю, сотрудник которого совершил наезд. Как правило, под вредом подразумевается материальный ущерб, подлежащий компенсации. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля, а в некоторых случаях на лечение пострадавших в результате аварии лиц.

Привлечение виновного лица к ответственности

В соответствии с законом вред, нанесенный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо наличие основных составляющих состава правонарушения:

  1. объект правонарушения (имущество, которому нанесен вред);
  2. субъект (физическое вменяемое лицо, обладающее необходимым объемом дееспособности);
  3. объективная сторона (противоправное деяние – причиненный вред – связь между первым и вторым действием и наступившими последствиями);
  4. субъективная сторона (наличие вины).

В случае с ДТП, в котором участвовал только один источник повышенной опасности (автомобиль), для привлечения виновного лица к ответственности и истребования компенсации наличие вины последнего не обязательно. То есть, независимо от того, нарушал ли водитель автомобиля ПДД или нет, наказания за нанесенный пешеходу ущерб, не избежать.

Исключением являются следующие случаи когда:

  • происшествие произошло в результате наличия умысла потерпевшего. К примеру, пешеход сам бросился под колеса автомобиля, в результате чего его жизни и здоровью, не говоря уже об имуществе, был нанесен ущерб;
  • авария является последствием непреодолимой силы. Как правило, под данным понятием подразумеваются стихийные бедствия и катастрофы существенного масштаба.

Если же в происшествии принимало участие несколько автомобилей, привлечение к ответственности и распределение убытков осуществляется следующим образом:

  1. при нанесении вреди пешеходу/пешеходам водители, а в случае со служебным авто – работодатели, несут солидарную ответственность перед третьими лицами. При этом была ли вина участников ДТП в его совершении или нет, не имеет значения;
  2. ответственность владельцев автомобилей, пострадавших во время аварии, по отношению друг к другу устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия их вины, то есть на общих основаниях с учетом всех правил и требований, касающихся состава правонарушения. Если в аварии виновны оба водителя, причем их вина одинакова, покрывать убытки следует в равной мере.

Обратите внимание! В последнем случае имеет смысл доказывание факта нарушения правил дорожного движения владельцами транспортных средств, участвовавших в происшествии. В качестве доказательств можно использовать протокол ГИБДД, показания свидетелей, поэтому привлечение сотрудников ГИБДД к делу будет как нельзя кстати.

Также не помешает:

  1. независимая оценка ущерба при ДТП;
  2. техническая экспертиза при ДТП.

В случае ДТП на служебной машине возместить ущерб должно предприятие, работник которого своими противоправными действиями, в данном случае суть которых заключается в нарушении ПДД, нанес ущерб другим участникам аварии, а также третьим лицам.

Возмещение материального вреда, причиненного ДТП, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В том случае, если в результате аварии был нанесен ущерб здоровью или жизни лица (ДТП с пострадавшими), такое нарушение автоматически переходит к категории деяний, предусмотренных уголовным законом и помимо компенсации убытков, нарушителю грозит привлечение к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность имеет индивидуальный характер, поэтому, несмотря на то, что ущерб возмещается за счет работодателя, нести уголовное наказание будет не кто иной, как непосредственный виновник ДТП.

Служебный автомобиль, ДТП и регрессные требования: о чем говорит закон

Гражданским законодательством гарантировано право работодателя требовать от сотрудника-нарушителя возмещения выплаченной суммы компенсации.   В случае удовлетворения иска работник обязан выплатить требуемые средства в порядке регресса. Таким образом, действующее законодательство защищает права работодателей, поскольку выплата компенсации причиняет определенные убытки предприятию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • компенсация ущерба осуществляется за счет организации, которая и будет выступать ответчиком по иску;
  • работодатель имеет право требовать возмещения произведенной компенсации с работника в порядке регресса;
  • при наличии страхового полиса обязательства по покрытию убытков ложатся на страховщика. Расчет выплаты по ОСАГО производится согласно содержанию договора.

Для составления искового заявления, как правило, требуется консультация автоюриста, это поможет сэкономить не только время, но и усилия.

Источник: https://1DTPhelp.ru/dtp/avariya-na-sluzhebnom-avtomobile/

Дтп на служебной или личной машине: выплаты в пользу работника и кадровые решения

Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия

Если ДТП произошло на служебной машине, возможно применение санкций к водителю, являющемуся сотрудником организации (предпринимателя). За совершение ряда виновных действий сотрудника могут лишить водительских прав.

В таком случае работник (водитель) не сможет выполнять обязанности, составляющие его трудовую функцию, для выполнения которых он и был принят на работу, а у бухгалтера возникает вопрос, как оформить данный факт и начислять ли в пользу сотрудника какую-либо оплату (например, выплаты исходя из среднего заработка).

Обращаем ваше внимание, что речь в данном разделе идет именно о лишении водителя права на управление транспортным средством, которое производится судом. Если права были изъяты с выдачей временного водительского удостоверения, водитель до окончательно разрешения дела может продолжать выполнять трудовую функцию.

Алгоритм действий работодателя в обозначенной ситуации (лишении водительских прав по судебному решению) должен быть таким. Вначале сотруднику следует предложить временный перевод на другую должность. Оформить перевод без согласия водителя работодатель не вправе (ст. 72.2 ТК РФ).

Если водитель согласен на перевод, следует составить приказ по форме № Т-5 (утв. приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) и перевести работника на другую должность (работу) на срок лишения его водительских прав.

Оплата труда в данном случае производится по выполняемой работе.

Никаких требований о сохранений за водителем прежнего заработка в законодательстве нет. То есть с согласия сотрудника его можно перевести и на нижеоплачиваемую должность (работу).

Новый оклад (размер зарплаты по новой работе) следует указать в дополнительном соглашении к трудовому договору, которое необходимо оформить в связи с тем, что перевод оказывает влияние на существенные условия трудового договора.

При временном переводе, как и при постоянном, не устанавливается испытательный срок. Это следует из части 1 статьи 70 ТК РФ, согласно которой испытательный срок можно установить при заключении трудового договора с целью проверки соответствия работника поручаемой работе.

При временном переводе записи в трудовую книжку об этом не вносятся. Такой вывод следует из содержания пункта 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), согласно которому в трудовую книжку вносятся сведения о переводе на другую постоянную работу.

Если вакансий в организации (у предпринимателя) нет или они не подходят сотруднику по состоянию здоровья или работник на перевод не согласен, дальнейший порядок действий зависит от срока лишения водительских прав:

  • не более двух месяцев;
  • свыше двух месяцев.

В первом случае следует оформить отстранение от работы (ст. 76 ТК РФ). При этом работодателю необходимо оформить приказ в производной форме. На наш взгляд, раньше, чем решение суда о лишении права управления транспортным средством вступит в силу, оформлять отстранение нельзя. Связано это с тем, что гражданин может обжаловать соответствующее решение.

Напоминаем, время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, в отпускной стаж не входит.

Зарплата за период отстранения от работы не начисляется.

В табеле учета рабочего времени период отстранения от работы на основании статьи 76 ТК РФ отражается как НБ или 35 (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

Совет!

Если водителя лишили прав на срок более двух месяцев и предложить ему другую работу не представляется возможным, работодатель может оформить увольнение. В этом случае издается приказ (форма № Т-8, утв.

приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) на основании пункта 9 статьи 83 ТК РФ.

Выходное пособие сотруднику в данной ситуации не положено, однако нужно рассчитать и выплатить ему (при необходимости) компенсацию за неиспользованный отпуск.

Для того чтобы подстраховать себя от возможных споров с уволенным работником, нужно иметь на руках письменное подтверждение того, что от предложенных вакансий он отказался (например, заявление работника) или что вакансий на момент увольнения не было (например, штатное расписание).

Важно отметить, что в тех случаях, когда водитель лишен права на управление транспортным средством на срок более года, у работодателя могут возникнуть дополнительные сложности. Предположим, сотрудник согласен на временный перевод на другую работу на срок лишения водительских прав. Согласно положениям статьи 72.

2 ТК РФ перевести работника временно можно максимум на год (кроме случая, когда перевод нужен для замещения временно отсутствующего работника). На наш взгляд, увольнять работника при наличии у работодателя вакансии, на которую сотрудник согласен, довольно рискованно. Работник может попытаться оспорить законность увольнения через суд.

Временный перевод на срок более года производить не стоит.

Поэтому наиболее безопасным вариантом будет оформления постоянного перевода. Повторное оформление временного перевода сроком на год не соответствует смыслу норм действующего законодательства РФ. В соответствии со статьей 72.2.

ТК РФ если по окончании срока перевода (а в данном случае максимального срока временного перевода) прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

На практике может возникнуть вопрос: как быть, если водитель был лишен водительских прав при ДТП на личном автомобиле и скрывает данный факт от работодателя? Например, ДТП произошло во время нахождения работника в отпуске, затем он берет больничный, затем еще один.

Внимание!

Важно отметить, что законодательство не обязывает водителя (работника) предъявлять водительское удостоверение в период действия трудового договора по требованию работодателя.

Вместе с тем, если работодателю все же стало известно о факте лишения водительских прав после соблюдения обозначенных выше процедур водителя можно уволить даже в период нахождения в отпуске или на больничном.

Дело в том, что ограничения на увольнение сотрудника в период отсутствия на работе по причине отпуска или болезни установлены в действующем законодательстве только в отношении увольнения по инициативе работодателя. А увольнение в связи с лишением права на управление транспортным средством – это увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора.

Удержание суммы ущерба

Если в результате дорожно-транспортного происшествия поврежден служебный автомобиль, возникает вопрос о необходимости и возможности применить финансовые санкции к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос о материальной ответственности водителя не возникает.

Во всех остальных случаях важно понимать, что материальная ответственность водителя возможна только в одном случае – он признан виновным в совершении ДТП.

Сотрудник должен будет возместить прямой действительный ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и сумму возмещения ущерба, которая была выплачена пострадавшей стороне. Взыскивать с водителя недополученный из-за аварии доход (упущенную выгоду) работодатель не имеет права. Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.

Актуальным является вопрос: можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля, чтобы в случае ДТП обязать его возместить причиненный ущерб?

На данный вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в перечне, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должность водителя в данном перечне отсутствует.

Однако напомним, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный материальный ущерб он должен возместить в полном объеме и без дополнительного договора о полной материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

По распоряжению работодателя с работника можно взыскать сумму, не превышающую его среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Если же размер ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскать сумму ущерба можно либо на основании соглашения с работником о добровольном возмещении убытков, либо по решению суда.

Как рассчитать сумму среднемесячного заработка, в законодательстве не сказано. Имеется только порядок расчета среднего дневного (часового) заработка. Речь идет о положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Важно!

Мы рекомендуем применять его и данной ситуации и рассчитывать среднемесячный заработок путем умножения показателя «средний дневной заработок» на число рабочих дней в месяце, в котором произошло ДТП, или путем умножения показателя «средний часовой заработок» на количество рабочих часов в данном месяце.

Если удержания производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Удерживать можно не более 20 % заработной платы. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику. Следовательно, до расчета норматива «20 %» нужно уменьшить сумму заработка на НДФЛ.

Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в аварии сотруднику-водителю, учитывая обстоятельства происшествия (ст. 240 ТК РФ).

Оплата больничного

Если сотрудник, попавший в ДТП, предъявит в бухгалтерию работодателя больничный листок, ему должны начислить пособие по временной нетрудоспособности.

В тех случаях, когда травма носит серьезный характер и сотрудник находится на излечении в течение длительного времени, у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости выплачивать пособие за весь период болезни (в том числе продолжающийся несколько месяцев).

По общему правилу, период, за который выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, отсчитывается с первого дня болезни и до выздоровления работника. Или же до того момента, когда медико-социальная экспертная комиссия назначит ему группу инвалидности. Это определяет статья 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ).

Источник: https://buh.ru/articles/documents/15047/

Работник попал в ДТП на автомобиле организации

Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия

Для многих организаций использование автомобиля является необходимостью. К сожалению, дорога полна неожиданностей и всегда существует вероятность возникновения аварийной ситуации. Мы расскажем о том, что должен предпринять работодатель, если его работник попал в дорожно-транспортное происшествие, став виновником аварии.

Статья 1068 Гражданского кодекса предусматривает обязанность организации возместить вред, причиненный работником при ис полнении трудовых обязанностей. Это относится не только к тем сотрудникам, которые работают по трудовым договорам, но и к тем, которые выполняют работы по гражданско-правовому договору и действуют по заданию нанявшей их компании.

Рассмотрим ситуацию, в которой виновником ДТП становится сотрудник организации.

Страховка не покрыла ущерб

Нередки случаи, когда работники компаний становятся виновниками ДТП, но при этом суммы страховой выплаты по ОСАГО недостаточно для возмещения ущерба, причиненного другим участникам аварии. В этом случае обязанность по возмещению разницы ложится на организацию.

Сотрудник возмещает расходы работодателю

Сотрудник, признанный виновником аварии, чаще всего должен компенсировать работодателю расходы на возмещение ущерба в полном объеме.

Кроме того, работодатель может обязать его оплатить восстановительный ремонт автомобиля предприятия.

Это возможно в ситуации, когда компания не приобретала полис КАСКО или сумма средств, полученная от страховой компании по такому полису, полностью не покрыла затраты на ремонт.

Водитель ООО «Московская экспедиция» В.И. Шевченко попал в ДТП, управляя автомобилем компании, и был признан виновным. Сумма ущерба, причиненного другому участнику аварии, составила 150 000 руб. Страховая выплата по ОСАГО — 120 000 руб. По решению суда ООО «Московская экспедиция» возместило потерпевшей стороне разницу между общей суммой понесенных ею расходов и полученной страховой суммой.

Автомобиль ООО «Московская экспедиция» также был поврежден. Стоимость восстановительного ремонта составила 50 000 руб. Полис КАСКО организация не приобретала.

Сколько должен выплатить В.И. Шевченко за причиненный ущерб? Какие проводки сделает бухгалтер, учитывая данные суммы?

Решение. Сумма, которую В.И. Шевченко заплатил в кассу ООО «Московская экспедиция» за причиненный материальный ущерб, составила 80 000 руб. [(150 000 руб. – 120 000 руб.) + 50 000 руб.)].

Бухгалтер ООО «Московская экспедиция» сделал в учете следующие записи:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76

  • 30 000 руб. — отражена в составе внереализационных расходов сумма ущерба, подлежащая возмещению потерпевшей стороне;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

  • 30 000 руб. — перечислено возмещение потерпевшей стороне;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76

  • 50 000 руб. — отражена в составе внереализационных расходов сумма восстановительного ремонта автомобиля компании;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

  • 50 000 руб. — перечислена стоимость восстановительного ремонта автомобиля компании;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 91

  • 80 000 руб. — отражена задолженность В.И. Шевченко по возмещению причиненного ущерба;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 73

  • 80 000 руб. — внесена сумма В.И. Шевченко в кассу предприятия на возмещение причиненного ущерба.

Как оформить возмещение ущерба при ДТП

Отметим, что обязанность работника возместить соответствующие расходы фирмы в полном объеме не зависит от того, заключался с ним договор о полной материальной ответственности или нет.

Дело в том, что в рассматриваемой ситуации он причинил вред в результате административного проступка — несоблюдения правил дорожного движения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 243 Трудового кодекса это влечет полную материальную ответственность.

Совет!

Согласно статье 247 Трудового кодекса работодатель обязан потребовать от работника письменное объяснение для установления причины ущерба. Унифицированной формы документа не существует, его составляют в произвольной форме (образец см. ниже).

Если виновный сотрудник не желает давать письменные объяснения, необходимо составить акт. Форма акта не установлена, поэтому он также имеет произвольную форму (образец см. на с. 38).

Генеральному директору

ООО «Московская экспедиция»

Быстрову А.Н.

от водителя Шевченко В.И.

Объяснительная записка

26 октября 2007 года я находился в служебной поездке (путевой лист от 26.10.2007 № 12). Управляя служебным автомобилем марки Peugeot Partner XR, государственный номер Н546ТТ97, на пересечении улицы Кржижановского и Нахимовского проспекта вследствие сильного снегопада я не справился с управлением и врезался в автомобиль марки Toyota Corolla, государственный номер Т765ГГ33.

В результате ДТП оба транспортных средства получили значительные механические повреждения. Прибывшие на место ДТП сотрудники ГИБДД признали меня виновником происшествия вследствие нарушения пункта 9.10 ПДД — несоблюдения дистанции.

27.10.2007 Шевченко В.И. Шевченко

Образец акта об отказе сотрудника давать письменные объяснения по поводу ДТП

ООО «Московская экспедиция»

АКТ № 1

об отказе представления работником письменных объяснений

г. Москва 27 октября 2007 года

Мы, нижеподписавшиеся: Скородумов Леонид Иванович, директор департамента транспортных перевозок ООО «Московская экспедиция»,

(ФИО, должность, место работы)

и Карагезьян Роман Каренович, начальник смены водителей,

(ФИО, должность, место работы)

составили настоящий акт о нижеследующем:

27 октября 2007 года водителю Владимиру Ивановичу Шевченко было предложено представить администрации письменные разъяснения в отношении обстоятельств причинения ущерба в результате ДТП, произошедшего с его участием 26 октября 2007 года. В.И. Шевченко отказался давать письменные объяснения по данному вопросу.

Подписи лиц:

Скородумов

(подпись)

Карагезьян

(подпись)

В тех случаях, когда сумма причиненного ущерба не превышает средний заработок работника, она может быть взыскана по распоряжению руководителя организации. Он должен издать приказ (распоряжение) не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного ущерба (ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Его составляют в произвольной форме (образец документа см. на с. 39).

Если указанный срок истек или сотрудник не согласен возмещать причиненный ущерб добровольно и при этом его сумма превышает средний месячный заработок виновного, взыскание может осуществляться только по решению суда (ч. 2 ст. 248 ТК РФ). В любом случае необходимо помнить о том, что в соответствии со статьей 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%.

Внимание!

Водитель ООО «Северная звезда» А.Э. Кеттунен попал в ДТП, управляя автомобилем компании, и был признан виновным. Сумма ущерба, причиненного другому участнику аварии, — 130 000 руб. Страховая выплата по ОСАГО составила 120 000 руб.

В результате столкновения автомобиль, принадлежащий ООО «Северная звезда», также получил повреждения. Однако стоимость восстановительного ремонта была возмещена страховой компанией по полису КАСКО. Какую сумму бухгалтер должен удерживать из зарплаты водителя в пользу другого участника аварии ежемесячно? Заработная плата А.Э. Кеттунена — 15 000 руб. Стандартные вычеты ему не положены.

Решение. Сумма ущерба, не покрытая страховой выплатой по ОСАГО, составит 10 000 руб. (130 000 руб. – 120 000 руб.).

Величина причиненного ущерба не превышает средний заработок виновного работника, поэтому руководитель ООО «Северная звезда» издал распоряжение об удержании этой суммы из зарплаты водителя.

ООО «Северная звезда»

Приказ № 123-орг

об удержании суммы ущерба из зарплаты сотрудника

г. Петрозаводск 27 октября 2007 года

На основании статьи 248 Трудового кодекса РФ приказываю:

1. Взыскать с водителя А.Э. Кеттунена сумму ущерба, причиненного им в результате ДТП, в размере 10 000 руб.

2. Удержания производить ежемесячно согласно расчету бухгалтерии.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на старшего бухгалтера по расчету заработной платы Е.М. Морозкину.

Генеральный директор ООО «Северная звезда» Бобров С.З. Бобров

Однако размер ежемесячных удержаний не может быть больше 20% заработной платы. Чтобы его рассчитать, вначале необходимо начислить НДФЛ:

15 000 руб. – (15 000 руб. х 13%) = 13 050 руб.

В данном случае сумма удержаний составит 2610 руб. (13 050 руб. х 20%). Таким образом, для возмещения ущерба в размере 10 000 руб. бухгалтер будет вычитать из заработной платы А.Э. Кеттунена:

  • в ноябре 2007 года — 2610 руб.;
  • в декабре 2007 года — 2610 руб.;
  • в январе 2008 года — 2610 руб.;
  • в феврале 2008 года — 2170 руб.

По соглашению между работником и работодателем допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей (ч. 4 ст. 248 ТК РФ). Образец документа смотрите на с. 42.

Будем снисходительны

В соответствии с условиями статьи 240 ТК РФ работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, отказаться от его взыскания с работника.

Руководитель компании может решить, что сотрудник совершил ДТП при смягчающих обстоятельствах — наПример выполняя служебное задание в тяжелых погодных условиях.

В этом случае он может принять обоснованное Решение не удерживать с виновного компенсацию.

Источник: https://www.Zarplata-online.ru/art/81923-red-rabotnik-popal-v-dtp-na-avtomobile-organizatsii

Получите бесплатную юридическую консультацию, задав вопрос в форме ниже!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

We would like to keep you updated with special notifications.